Компания«Озеленитель Строй»

Наша компания готова оказать профессиональные услуги ландшафтного дизайна, озеленения и благоустройства любых территорий под ключ!
Телефон : +7 (495) 669-52-23
Посетить сайт
ГлавнаяЛандшафтный дизайн→ Ландшафтный дизайн и озеленение территорий

Ландшафтный дизайн и озеленение территорий

Ландшафтный дизайн и озеленение территорий ландшафтный дизайн участка 

    В большинстве преобразованных районов сельскохозяйственные площади - доминирующий элемент поверхности земли. Масштаб этих площадей различен. В нашем представлении возникают либо просторы сельскохозяйственных угодий, где большие территории отводятся под одну культуру (целинные земли, огромные поля России), либо мелкие участки огородных культур и плодовых садов около населенных пунктов. Те и другие могут быть красивыми и некрасивыми. Причем, красота этих участков обычно связывается  с их использованием. Нет ничего более угнетающего, как неиспользованная земля - пустырь с выветренными землями или засохший, неплодоносящий фруктовый сад. Красота и полезность - это часть единого целого.

    В сельскохозяйственном ландшафтном дизайне объемные элементы создает посадка деревьев группами, а открытые пространства - посевами. Размеры и формы этих объемов и пространств определяю Благоустройство и озеленение тся рельефом, функциональным использованием земли, климатическими данными. Действительно, в степном районе, где огромные пространства полей перемежаются небольшими объемами полезащитных посадок, ландшафтный дизайн будет один характер. Другой характер ландшафтный дизайн приобретает на холмистых территориях, где посевы и лесная посадка растений создают более мелкие членения. Очень часто введение отдельных групп деревьев придает сельскохозяйственному ландшафту новый масштаб и новые качества. На приведенном примере группа сооружений на пустынном холмистом участке, расчлененном только посевами, приобретает выразительность и многоплановость при включении в ландшафт групповых посадок деревьев и посадка кустарников.

    Вырубка леса на сложном рельефе для увеличения посевных площадей часто ведет к эрозии. При распашке вдоль склонов увеличиваются смыв и выдувание почв, что уродует ландшафт газон устройство ный дизайн участка. Следовательно, красота сочетается с функцией. Улучшить почву и климат на благо человеку - значит вернуть красоту ландшафту.

     Ветро - и полезащитные насаждения влияют на температуру и важность воздуха, на грунтовые воды и в результате на урожай сельскохозяйственных культур. Одновременно они оказывают и эстетическое воздействие. Землеустройство - важный фактор в оформлении ландшафта. Правильное установление границ сельских угодий, система орошения, полезащитные полосы и прочие элементы сельскохозяйственного ландшафтного дизайна способствуют лучшему пользованию землей и сохранению биологического равновесия, т.е красоты природы.

     Водоемы как естественные (реки, озера, ручьи), так и искусственные (каналы, водохранилища, пруды) - важный ландшафтный дизайн элемент. Все увеличивающееся строительство новых плотин сильно изменяет многие районы страны. При спрямлении рек, прове Озеленение и благоустройство территорий дении каналов и устройстве водохранилищ нарушается природная среда, уничтожается растительность, меняется рельеф. Вот почему при производстве технических работ необходимо участие ландшафтного архитектора, который может придать измененному ландшафту красивый облик при правильном озеленение и благоустройстве.

    При строительстве технических сооружений нужно максимально сохранять существующую растительность и вводить новые посадки, смягчающие и исправляющие отдельные нарушения ландшафта. Новые оросительные системы, каналы, пруды и водохранилища требуют озеленение территории берегов для предохранения их от разрушения, для облесения территорий и защиты от наводнений, а также для создания красивых ландшафтов, используемых населением для отдыха.

    Железные дороги сильно меняют ландшафтный дизайн участка. Они часто непоправимо нарушают природные особенности обширных пространств земли, притягивая к себе строительство многих техничес рулонный газон купить ких сооружений. Их ландшафтное проектирование настолько связано с техническими задачами, что затрудняется решение чисто ландшафтных приемов. К тому же при быстром движении поезда ландшафтный дизайн территории, наблюдаемый из окна вагона, всегда воспринимается в движении, задний план кажется монотонным, а разнообразие достигается лишь включением интересных объектов первого плана.

    Полоса отчуждения должна служить не только функциональным задачам, т.е. защищать полотно железной дороги от заносов и разрушений, но и эстетическим целям: зеленые насаждения могут создать экраны, прикрывающие некрасивые виды, товарные пути, подъезды к населенным местам и т.д. Посадки зеленых насаждений должны быть укрупненными и создавать яркие колористические эффекты, как своей листвой, так и цветом стволов и ветвей. Поскольку железнодорожный путь обычно нарушает природную структуру ландшафта, особенно его рельеф, то включение зелени поможет впи Ландшафтный дизайн 67 сать железную дорогу в окружающий ландшафт.

    Зеленые насаждения должны подчеркивать специфику района, пересекаемого железной дорогой. Так, в сельскохозяйственном районе вдоль полотна можно осуществлена посадка плодовых деревьев, в лесном районе - соответствующие породы деревьев, в степном районе - групповая посадка крупномеров деревьев, дающих ландшафтному дизайну определенный масштаб и рамки. Приведение в порядок откосов и декоративное оформление железнодорожных станций, домиков стрелочников и прочих деталей железнодорожного пути крупными красочными пятнами поможет создать у пассажиров смену впечатлений.

    Автомобильные дороги - один из основных пригородных объектов, подлежащих ландшафтному оформлению, так как они служат не только средством сообщения, но и являются зоной туризма и отдыха населения. Создающаяся для автомобильного движения сеть дорог различ Ландшафтный дизайн 80 ного класса вносит значительное изменение в природный ландшафт. Автомобильная дорога, проложенная с пространственно продуманной трассировкой движения, с учетом существующего рельефа, водных поверхностей и растительности, обогащает ландшафтный дизайн и является его существенным элементом.

    С автомобильных дорог обычно производится обзор ландшафтов местности, поэтому раскрытие разнообразных ландшафтов и умение их показать во многом зависит от ландшафтного архитектора, проектирующего трассу дороги. Наименее интересны прямые дороги, пролегающие в монотонной, равнинной местности, или длинные лесные дороги, поэтому в таких случаях очень важно усилить воздействие ландшафтных факторов. Особое значение приобретает ландшафтный дизайн дорог, проложенных в местах организации массового загородного отдыха.

    Ландшафтное проектирование зеленых насаждений около дор Ландшафтный дизайн 75 ого необходимо учитывать восприятие окружающего ландшафта в движении,  где детали мелкого масштаба не воспринимаются. Дороги как основная часть ландшафтного дизайна благодаря зеленым насаждениям приобретают большую выразительность.

    Прокладка трассы дороги во многом зависит от существующего рельефа. В ландшафтный дизайн идеально вписывается узкая волнистая линия проселочной дороги, гармонично сливающаяся с природой. Однако при современных технических требованиях к ширине автомобильных дорог мы не можем строго следовать рельефу, повторяя все его изгибы. Земляные работы на дорогах не должны нарушать природный ландшафт. Спрямление и нивелирование рельефа следует делать очень осторожно, изучая местность и используя все ее особенности.

    На равнинной местности насыпи и путепроводы очень резко пространственно членят ландшафтный дизайн, поэтому для слияния с ним дороги следует широко использовать насаждения обраб Ландшафтный дизайн 49 отку рельефа. Очень красивы и удачно сочетаются с местностью развязки типа «клеверного листа», дающие мягкую кривую линию подъема. В долинах трасса дорог хорошо вписывается в ландшафтный дизайн, когда она следует естественным изгибам его рельефа. При широких магистралях трассу дороги целесообразно размещать в разных уровнях. Это уменьшает объем земляных работ и незначительно нарушает естественный рельеф. В лесных участках легкая кривизна трассы создает дополнительные перспективы и разнообразие открывающихся ландшафтов; такая дорога не так однообразно утомительна, как прямая.

    При всех случаях прокладки трассы ее основной компонент - ландшафтное оформление дороги - является средством организации движения, маскировки, создания особого микроклимата, защиты от пыли, заносов, правильной ориентации водителя, ослабления шума и т.п.

    Озеленение автомобильных дорог решает следующие зад Ландшафтный дизайн 167 ачи.

    Технические задачи движения:

- защита от ветра;

- защита от заносов;

- защита от ослепления светом встречных машин;

- защита от столкновений;

- посадка деревьев, помогающая водителю воспринимать параметры дороги, повороты, подъемы и уклоны.

    Инженерно-биологические задачи:

- защита от образования откосов эрозийного происхождения;

- защита от возможности соскальзывания;

- отсасывание подпочвенных вод с помощью сильно всасывающих корневых систем растений;

- защита от каменных обвалов в горной местности;

- защита кюветов от волн на дорогах, пролегающих у воды.

    Эстетические задачи:

- ликвидация разрушений ландшафтов, возникающих в результате Ландшафтный дизайн 153  строительных работ;

- систематическая смена характера оформления дорого;

- прикрытие непривлекательных видов; оформление остановок и мест отдыха на дорогах.

    Для решения технических задач движения следует разумно продумывать места посадок, ассортимент и способы группировок растений. Защита дороги от ветра - это в то же время защита от снежных заносов и пыли. Плотные полосы зеленых насаждений еще не гарантируют от снежных заносов, большую роль играет их размещение в плане озеленения. При близком расположении защитной полосы от дороги снежные сугробы образуются на самой дороге. Непрерывный плотный ряд насаждений на разделительной полосе также задерживает на ней снег. На разделительной полосе целесообразно создавать наклонные ряды живых изгородей, посаженных под углом 150 к оси дороги. Разрывы между рядами (17 м) не чувствуются при движении транспорта. Такая полоса не создае Ландшафтный дизайн 169 т заносов и защищает водителей от ослепления фарами. Ширина разделительной полосы от 1,5 до 6м.

    Посадка деревьев возможна при ширине полосы не менее 3 м. Более широкие полосы дают возможность делать групповые посадки деревьев и посадка кустарников и позволяют достичь большего разнообразия в озеленение дороги. Отдельные деревья особых декоративных качеств или целая группа используются для акцентов, отмечающих повороты, уклоны, развилки, склоны и другие особенности трассы.

    В Англии своеобразно акцентируются пересечения в одном уровне: в центре пересечения устраивается небольшой холм, на котором высаживаются кустарники или цветы, а иногда даже деревья. Водитель издали видит на дороге препятствие и замедляет ход.

    Если дорога проходит в выемке, то ее откосы следует задерновывать и засаживать группами кустарников. Это предохраняет откос от раз Ландшафтный дизайн 127 мыва и создает благоприятный водный режим придорожной полосы. В случае, если на верху откоса растут деревья (что зрительно еще более сужает трассу), кустарники следует сажать у подошвы откоса. Такой прием оптически смягчает крутизну склонов и создает мягкий переход к лесной части верхних отметок.

    При прокладке трассы нужно всячески сохранять ценные деревья. Для этого при прохождении дороги ниже старых отметок или выше корневой шейки дерева, при устройстве колодца на откосе могут быть устроены специальные подпорные стенки. В горных условиях склоны, защищенные кустарником, будут предохранять от каменных осыпей. Посадка ивовых и ольховых групп около кюветов поможет в борьбе с подпочвенными водами.

    При решении чисто ландшафтных задач в полосе отвода, ширина которой обычно не превышает 300 м, очень важен учет открывающихся кругом видов. Едущий на автомобиле может обозревать местн Ландшафтный дизайн 133 ость благодаря созданию разрывов между насаждениями.

    Английский ландшафтный архитектор Сильвиа Кроу считает, что если для пешехода этот разрыв равен 7 м с тем, чтобы он успел обозреть открывающийся ландшафтный дизайн территорий, то для автомобилиста из-за скорости движения разрыв между насаждениями должен быть примерно в 20 раз больше, т.е. должен равняться 140 м. В связи с этим оформлять дорогу следует крупными пятнами, без особой раздробленности. Дополнительная посадка растений первого плана в виде кулис и декоративных групп должна способствовать разнообразию восприятия открывающихся ландшафтов дальнего плана, их-то в основном автомобилист видит и запоминает.

     При холмистой местности нельзя слишком сильно изменять рельеф. Прямая трассировка дороги в этом случае ведет к излишним искусственным сооружениям - большим насыпям и выемкам. Трасса, удачно проложенная на местности, может быть еще теснее с ней св Ландшафтный дизайн 129 язана благодаря живописному расположению зеленых насаждений. Их ассортимент подбирается соответственно окружающим растениям: чем ближе он будет подобран к естественной среде, тем лучше дорога включиться в окружающий ландшафтный дизайн территории.

     На равнинных участках следует избегать однообразных посадок. Аллейная посадка крупномеров деревьев, не закрывающих виды, могут быть сохранены на прямых не слишком длинных отрезках. При красивом виде они могут быть прерваны. Аллейные посадки хороши при тумане и снеге. Однако их недостаток в том, что при солнечном освещении они дают теневые полосы на трассе, утомляющие водителя. Не следует приближать деревья к проезжей части, так как они разрушают дорожное покрытие корневой системой. Расстояние до бровки земляного полотна должно быть не менее 2,5 м.

    Очень плохо вписываются в ландшафтный дизайн участка длинные однообразные коридоры из плотных посадок деревьев и поса Ландшафтный дизайн 135 дка кустарников, скрывающих виды. Для того чтобы такие коридоры не утомляли водителя своим однообразием, а также для «эстетической профилактики» необходимо делать акценты и разнообразить посадки. Например, на поворотах желательно делать обсадку с одной стороны с учетом  раскрывающегося пейзажа.

    Живые изгороди должны применяться лишь в том случае, где по условиям рельефа, снежного и ветрового режима необходимо устройство защитных полос. В этих случаях их лучше делать более широкими, но не вытягивать в высоту, чтобы не загораживать видов. Всюду, где это возможно, живые изгороди лучше заменять групповыми посадками, разнообразными по силуэту и ассортименту насаждений.

    При подходе дороги к лесному массиву переход от леса к открытому пространству следует смягчить подсадкой насаждений. Когда дорога идет через лесной массив, здесь нужно избегать аллейной посадки и стараться уничтожить монотонность трассы включением в поле зр Ландшафтный дизайн 138 ения полян и созданием подсадкой декоративных насаждений изрезанной линии вдоль дороги.

    Участие ландшафтного архитектора заключается также в ликвидации разрушений ландшафтов, возникающих в результате строительных работ. Создание искусственных всхолмлений, засыпка ненужных оврагов, прикрытие группами деревьев некрасивых мест - все это требует от архитектора внимательного изучения территории открывающихся видов и т.п.

     Большое значение приобретает озеленение участка территории мест отдыха, остановок, гостиниц. Все эти места должны по возможности располагаться в интересных в природном отношении местах - около водоемов или лесных массивов, на холмах с красивыми видами и т.д. Около гостиниц и мотелей должны быть предусмотрены большие площадки для стоянки машин, прикрытые от дороги зелеными насаждениями, но с хорошей видимостью при въездах с дорог. Зеленые насаждения могут играть большую роль для ориентации движ Ландшафтный дизайн 106 ения. Особое внимание нужно уделять местам отдыха на дорогах, которые должны украшать и разнообразить ландшафт дороги. При оформлении мест отдыха следует создавать тени из насаждений и специальные навесы для защиты от дождя.

     Парковые дороги, проходящие через места отдыха, лесопарки, заповедники, национальные парки, могут решаться еще более свободно, подчиняясь только законам ландшафтного проектирования, где вопросы эстетики выдвигаются на первый план. Замедленное движение по парковым дорогам позволяет более тщательно решать отдельные участки, открывающиеся с дороги. Для оформления этих дорого необходимо шире применять декоративный ассортимент деревьев и кустарников, а также цветы, особенно дикорастущей флоры, создавая красочные пятна на трассе.

    Особое значение приобретают парки-дороги. Узкие полосы парковых территорий, расположенные вдоль автомобильной дороги, дают возможность отдохнуть автомобилистам и туристам. Территория та Ландшафтный дизайн 179 кого парка может быть частично расширена за счет интересных природных ландшафтов с водоемами, лесными массивами и т.п. В этих расширенных частях парка размещаются места для стоянок автомашин, участки для пикников, пляжей, домиков для рыболовов и охотников и т.п. Подобный парк вдоль дороги есть сейчас в районе города Москвы. Там использованы красивые места пригорода для организации различных видов отдыха - купанья, спортивных игр, лесных прогулок со сбором грибов и ягод и т.п.

     Интересный пример проектирования озеленения автомобильного магистрали первого класса - проект озеленения Московской кольцевой автодороги - МКАД. К сожалению, архитектор не участвовал в прокладке самой трассы, а получил уже готовую трассу с центральным разделительным полотном и имел возможность группировать насаждения только в 200- метровой полосе (по 100 м с каждой стороны дороги) с последующим озеленением более широкой (500м) зеленой Ландшафтный дизайн 23 зоны, свободной от застройки.

     Трасса МКАД проходит в очень разнообразных ландшафтах. Крупные лесные массивы чередуются с широкими открытыми пространствами, на которых растут отдельные группы деревьев и кустарники. Спокойный и слабо всхолмленный рельеф чередуется с рельефом, пересеченным оврагами и ложбинами. В некоторых местах в пределах полосы, подлежащей озеленению, расположенные населенные пункты, складские и промышленные территории, а также дорожные инженерные сооружения: полные транспортные развязки у пересечений с крупными радиальными магистралями, мосты на пересечениях с дорогами областного значения, автобусные остановки, различные знаки, указатели, насыпи и выемки вдоль трассы автодороги.

    Озеленение участков мотелей, автозаправочных станций, кафе и мест отдыха, размещенных за пределами 200 - метровой зоны, проектом не предусматривает Ландшафтный дизайн 60 ся.

     В проекте озеленения 200 - метровой полосы решаются следующие основные задачи:

- создание снегозащитного озеленения;

- устройство декоративного озеленения;

- обработка существующих зеленых насаждений;

- укрепление и благоустройство существующих оврагов.

    Все проектируемое озеленение в комплексе с ландшафтом окружающих территорий с учетом почвенной характеристики озелененных участков и дендрологического состава пород существующих зеленых насаждений.

    Снегозащитное озеленение проектируется только на трассах, проходящих по насыпи от 0 до 2 м или по выемке от 0 до 4 м. Это озеленение представлено в проекте тремя типами.

1.     Сплошная снегозащитная полоса шириной 11 м. Вводится она на участках с невыразительным окружающим ландшафтом или в местах, где Ландшафтный дизайн 100  автодорога проходит вдоль выемок. Полоса проходит на расстоянии 25-30 м от обочины дороги. Конструкция полосы пятирядная, с расчетом на механическую обработку. Расстояния в междурядьях 3-2,5 м. Подбор пород деревьев и кустарника в полосе осуществляется в зависимости от почвенной характеристики участка.

2.     Прерывистая снегозащитная полоса, состоящая из отдельных 100-120- метровых отрезков, повернутых под углом 300 к трассе дороги. Вводится она на участках с интересным ландшафтом. Такая система полос позволяет обозревать окружающий пейзаж и обеспечивает достаточную снегозащиту дорожного полотна. Конструкции полос этого типа аналогичны конструкции сплошных полос.

3.     В отдельных случаях на относительно хороших (50-100 м) участках вместо полос возможна посадка живописных групп лиственных деревьев в сочетаниях с кустарником.

  Декоративное озеленение проектируется в следующих случая Ландшафтный дизайн 43 х:

- при необходимости создать декоративный заслон вдоль обращенных в сторону автодороги неблагоустроенных окраин населенных пунктов;

- при устройстве посадок первого плана - у транспортных развязок, у поворотов дороги, около автобусных остановок, у выемок и насыпей. Эти посадки проектируются в виде отдельных групп из лиственных и хвойных деревьев, кустарников и цветов;

- при создании массивов, групп и куртин второго плана. Эти посадки проектируются как дополнение к окружающему пейзажу и размещаются на холмах, в низинах, у берегов водоемов, у транспортных развязок и т.п. Эти посадки делаются либо в виде массивов с расчетом на механическую обработку, либо в виде отдельных живописных куртин и рощ. В посадках одна из пород является главной, преобладающей.

    Распределение пород при декоративном озеленении зависит Ландшафтный дизайн 40  от окружающего ландшафтного дизайна территорий, от цвета и характера кроны и освещенности отдельных групп.

    Обработка существующих зеленых насаждений предусматривается проектом в следующем виде:

- восстановительные посадки в местах, где повреждена лесная опушка при строительных работах или при естественном отпадом деревьев по возрасту;

- удаление деревьев, прорубки и осветления лесных массивов, освобождение от поросли и валежника лесных опушек и отдельных куртин с целью выявить лучшие с декоративной точки зрения экземпляры деревьев;

- санитарная обработка существующих лесов.

   Укрепление и благоустройство территории существующих оврагов предусматривается путем посадки деревьев и кустарников по склонам и верхним бровкам откосов, а также путем замощения дна оврагов. Все посадки производятся с учетом окружающего ландшафтного дизайна.

    Кроме всех перечисленных посадок растений, проек Ландшафтный дизайн 33 том предусматривается залужение свободных от насаждений территорий с подвесом семян полевых цветов.

    В качестве примера озеленение МКАД приводится участок между Ярославским и Ленинградским шоссе, где есть элементы почти всех применяемых на дороге посадок.

    Неудобные земли, непригодные для использования, портят природный ландшафт. Заболоченные мертвые участки, пустынные песчаные территории, горы отработанных материалов уродуют целые районы. Средствами озеленения можно достичь очень многого. Заболоченные участки, требующие мелиоративных мероприятий, после осушения могут быть покрыты сначала посадками ольхи, осины, ивы и тополя, а затем и хвойных пород. Так на этих пустынных участках возникают прекрасные лесные массивы. На месте торфяных болот после выборки торфа можно создать водоемы. Участки песков и дюн укрепляются полосами травяного покрова, образующими ячейки в виде сот, затем в эти ячейки сажа Ландшафтный дизайн 62 ется сосна горная и обыкновенная, а в южных районах России - сосна румелийская, черная или крымская.

    Типичным пейзажем с песчаными дюнами служит побережье Балтийского моря, где большие прибрежные территории покрыты сосновым лесом в большинстве случаев искусственного происхождения - результат более чем столетней работы по закреплению и облесению подвижных дюн. По опыту работ, проводимых в Латвии, лучшие насаждения получены при глубинном введении в песок торфа, хвороста и лесной подстилки в виде прослоек. Кроме сосны обыкновенной, крымской и горной в понижениях высаживается и береза. Ландшафт прибрежной зоны Балтийского моря немыслим без соснового леса, который кроме укрепления песков дюн и защиты от ветра имеет еще и эстетическое значение.

    В индустриальном ландшафтном дизайне отрицательную роль играют значительные по площади территории неудобных земель, непригодных для строительства или ведения сельского хозяйства. К таким зе Ландшафтный дизайн 11 млям относятся участки с сильно изрезанным рельефом, места старых мусоросвалок, карьеры золоотвалы промышленных предприятий, терриконики, а также участки, лишенные почвенного покрова, а следовательно, и растительности. Эти участки служат источниками пыли; они подвержены размывам и сливам, что приводит к загрязнению стоков и водоемов.

    Отечественный и зарубежный опыт освоения таких участков показывает, что со временем они могут быть превращены либо в луговые пространства (склоны оврагов, золоотвалы, бывшие мусоросвалки), либо в пруды с озелененными берегами (карьеры, овраги), либо в участки защитных посадок (терриконики, места разработок угля и т.п.). В настоящее время освоение этих земель в основном сводится к вопросам возможностей произрастания отдельных видов растений, хотя оно и преследует как санитарно-гигиенические, так и эстетические цели. Получение новых качеств ландшафтного дизайна неприглядных территорий очень важно при район Ландшафтный дизайн 68 ной планировке.

    Много тысячелетий человек изучал свойства растений, для того чтобы уметь их использовать. Потребуется еще много времени, чтобы изучить свойства материала, который мы достаем из-под земли - заброшенные карьеры с отвалами земли - или сваливаем отработанный - горы шлака около шахт. Для каждого такого материала можно найти удачное применение.

    Наиболее трудно озеленять терриконики и золоотвалы. Устройство защитных посадок на террикониках возможно только на старых отвалах, на которых поверхностный слой породы со временем подвергался выветриванию и эрозии, а образовавшиеся мелкая зола постепенно превращалась в почву слоем от 5 до 20 см.

    Первый этап освоения поверхности террикоников - создание зерново - травянистого покрова, способного оказывать влияние на почвообразовательный процесс, предотвращать пыление и вымывание мелкоземлистых частиц. Устройство газона; посев газона или укла Ландшафтный дизайн 35 дка рулонного газона - корневищных и дерновищных многолетних злаков (пырей бескорневищный, мятлик живородящий, ковыль, степная овсяница и др.) должен производиться при предварительной планировке склонов с добавление питательной почвы, с обязательным прикатыванием и последующим поливом для обеспечения нормального роста злаков с первых дней.

    Для древесно - кустарниковых посадок рекомендуется газоустойчивые породы, так как в районах террикоников и шахт происходит газовыделение, в том числе сернистых газов, наиболее отрицательно действующих на растения. Так, в районе Донбасса наиболее устойчивыми считаются акация белая, клен ясенелистный, тополь канадский, акация желтая, бирючина, лох серебристый, тамарикс. Эти породы обладают разнообразными декоративными качествами и дают возможность создавать красочные композиции из растительности на склонах отвалов.

    Ввиду крайне неблагоприятных условий для роста древесны Ландшафтный дизайн 37 х и кустарниковых пород посадку растений следует производить в оптимальные сроки с соблюдением всех агротехнических требований и с обязательным поливом. Порода терриконика влагопроницаема и поэтому произрастание растений возможно только при условии искусственного орошения. Иногда для полива растений можно использовать воду, откачиваемую из шахт. Посадка деревьев и кустарников должна производиться в ямки, заполненные на 50 % верхним слоем мелкозема из терриконика. Желательно добавлять гашеную известь для нейтрализации и связывания имеющихся в почве кислот и ангидридов, содержащих серу.

    Особенно неприглядны обширные площади золоотвалов, достигающие десятки и сотни гектаров. Эти «индустриальные пустыни», состоящие из мельчайших частиц золы, образуются при сжигании угля на тепловых электростанциях. Даже при небольшом ветре на золоотвалах поднимаются тучи пыли, и ветер разносит ее на большие расстоя устройство рокария ния. Озеленение таких участков - задача первостепенной важности, так как самозарастания, как правило, в первые 5 лет не бывает.

     Производственные испытания по закреплению золоотвалов, проведенные на Новомосковской ГРЭС, показатели, что решить данную проблему вполне можно и для этого не требуется больших затрат. Раньше для закрепления золоотвалов рекомендовалось покрывать золу слоем плодородной почвы до 20 см. Это создавало условия для роста травянистых растений, но требовало больших затрат и объемов растительной земли (до 2000 м3 на 1 га). Последние же исследования показали возможность более экономичного решения данной проблемы. Так, при слое плодородной почвы до 3 см (при толщине слоя шлака и золы 8 м) в течение одного года можно создавать закрепляющую отвал дернину из смеси трав. Предварительно площадь золоотвала выравнивается бульдозером, плодородный слой либо рассыпается, либо распределяется по площади гидравлическим способом Ландшафтный дизайн 4 .

    В условиях средней полосы посев газона или устройство рулонного газона лучше производить в начале мая, используя влагу осадков и возможность их укоренения до зимних заморозков. На следующий год получается закрепленная поверхность, травянистый покров оказывается способным противостоять летней засухе и предотвратить пыление зольной поверхности. Весенние поливы газона рекомендуется производить только в первой половине мая. Непременное условие для создания хорошего дернового покрова - полив газона и нескашивание его в течение 3-4 лет, а также укрепление всей площади золоотвала, чтобы предотвратить засыпание газона золой с открытых участков золоотвала. При удобрении бытовыми отходами в дальнейшем можно получить всходы ивы, малины, шиповника, осины, можжевельника.

     В настоящее время с развитием химизации почв и, в частн газон в рулонах купить ости, благодаря применению гидропоники можно добиться произрастания многих растений на непригодных почвах.

     Ландшафтная компания ООО «Озеленитель Строй» окажет все необходимые услуги ландшафтного дизайна и озеленения городских территорий в городе Москва и Московской области.

Стоп