Адрес:
г. Москва, ул.Братиславская, д. 6, подъезд № 4, офис 293
(Показать на карте)

Компания«Озеленитель Строй»

Наша компания готова оказать профессиональные услуги ландшафтного дизайна, озеленения и благоустройства любых территорий под ключ!
Телефон : +7 (495) 669-52-23
Посетить сайт
Главная→ Организация системы озеленения города

Организация системы озеленения города

Организация системы озеленения города 

Решение задачи организации системы озеленения города представляет собой систему градостроительных мероприятий, включающих три приема, обязательно связываемых в единый комплекс работ:

1.    Соединение жилых кварталов с садами и парками путем устройства аллей и зеленых переходов.

2.    Объединение близко расположенных садов и скверов в единый массив или (если это может быть осуществлено лишь постепенно) соединение садов между собой бульварами и аллеями.  

3.    Соединение далеко отстоящих друг от друга парков и садов в единую систему путем устройства аллей, бульваров и зеленых переходов.

Эффективность перечисленных приемов, осуществляемых методами постепенной реконструкции старых кварталов, доказана обследованиями посещаемости садов и парков.

Добиться единства всей системы озеленения в старом городе труднее, чем в новом, потому что, как правило, нет внутриквартальных и микрорайонных садов, и соединительные зеленые полосы получаются прерывистыми и узкими.

Тем более важно стремиться к осуществлению единства сис темы озеленения старого города.

Например, в Санкт-Петербурге на ул. Петра Лаврова устроена аллея, соединяющая жилые густо застроенные кварталы с Таврическим садом.

Устроена аллея, связывающая парк им. Ленина, расположенный на проспекте Горького, со стадионом им. Ленина. Эта аллея представляет собой часть большой зеленой системы, о которой сказано ниже.

Две аллеи, соединяющие район Невского проспекта с Кленовой аллеей и далее с комплексом Летнего сада, имеют важное градостроительное значение. В дальнейшем при передвижке од ного здания на Манежной площади можно будет продолжить зеленую полосу до Невского проспекта, превратив короткий отрезок ул. Толмачева в бульвар.

Приведенные примеры характеризуют прогрессивные градостроительные примеры озеленения старых частей города. Для того, чтобы их осуществить, потребовались затраты главным образом на благоустройство территории и озеленение и сравнительно немного средств на сломку заборов, оград, мелких надворных сооружений.

Но в проекте развития и реконструкции города необхо димо предусматривать более решительные меры по укрупнению садов и особенно по приближению садов к жилым кварталам путем устройства бульваров, зеленых переходов.

Рассмотрим пример организации системы озеленения в одном из наиболее густо населенных центральных районов Санкт-Петербурга, в его центральной части. Это проектное предложение имеет реальную базу, вместе с тем иллюстрирует предлагаемый метод.

Организация единой зеленой системы в центре города представляет собой комплекс задач, как-то:

- объединение нескольких садов в единый парковый массив и его   парковая организация - озеленение;

- реконструкция уличной сети в связи с объединением садов;

- организация удобной «зеленой» связи центрального городского массива с обслуживаемыми жилыми массивами.

Связь между летнем садом и Марсовым полем осуществится с помощью перехода под каналом; подземные спуски могут быть устроены в виде эскалаторов, а переход перекрыт стеклом. В дальнейшем объединение этих двух садов может быть осуществлено путем включения отрезка Садовой улицы между ними в террит орию парка.

Связь марсова поля с Михайловским садом осуществляется переходом под Мойкой и пандусами-аллеями.

Общая площадь парка в первом варианте составит 32 га.

Одним из важнейших принципов организации парка является сохранение исторически сложившегося характера и назначения каждого из существующих садов и создание незаметного перехода от одного к другому.

Летний сад остается, как и сейчас, местом тихого отдыха, устройство эстрады для симфонического оркестра будет восстановлением старой   традиции.

Марсово поле - мемориальная часть парка - не меняет своего назначения.

Михайловский сад остается  местом тихого отдыха с детским сектором. На полосе территории вдоль Лебяжьего канала вместо ликвидируемого отрезка Садовой улицы могут быть устройство газона газоны с аллей.

Целесообразно было бы набережную Невы вдоль Летнего сада присоединить к парку; она стала бы органической частью парка благодаря отводу автомобильного движения и устройству выхо да из Летнего сада непосредственно к Неве. Здесь, на набережной, можно устроить лодочные станции, дебаркадеры, от которых отправлялись бы прогулочные катера, а с продолжением парка на Петроградской стороне может быть осуществлена связь скорыми паромами.

В летнем саду на берегу Фонтанки возможно устройство купален и лодочной станции. В Михайловском саду на берегу Мойки также намечается устройство лодочных станций для катания детей.

Полный вариант центрального городского массива может быть намечен на более отдаленное время, когда станет возможно   предоставление инженерного замка под культурно-просветительные помещения городского значения. Присоединение сада вдоль Кленовой аллеи даст возможность увеличить места тихого отдыха; на участке Инженерного замка могут быть устроены спортивные площадки, а здание использоваться для клубной работы с читальными, спортивными залами и др. При полном варианте центральный зеленый массив будет иметь площадь около 40 га.

Единовременная вместимость парка при осуществлении первой очереди составит 5-6 тыс. человек в час-максимум без наруш ения комфорта отдыха; в течение дня - 10-12 тыс. человек. При реализации второй очереди, когда будет организован клубный комплекс, вместимость парка повысится на 2-3 тыс. человек в день.

Качество парка, его гигиенические и до некоторой степени художественные достоинства повышаются, если при прочих равных условиях увеличивается площадь парка. Но слияние трех садов в единый зеленый массив с закрытием сначала отрезка Садовой улицы, а в перспективе и отрезка улицы Пестеля вызывает необходимость решения проблемы магистралей и транспорта в этой части города, на подходе к Кировскому мосту.

Может быть предложено несколько вариантов решения этой проблемы, но надо заметить следующие: проблема магистралей и транспорта на подходе к Кировскому мосту назрела уже давно, независимо от проекта центрального городского парка; Садовая улица и перекресток ее с улицей Пестеля не удовлетворяют требованиям; положение лишь немного облегчилось с открытием линии метро.

Автомобильное движение развивается настолько быстро, что даже в случае снятия с Садовой улицы трамвайных путей, проблема подходов к Кировскому мосту должна быть решена радикально. Это самостоятельная транспортная задача общегородского значения. Следует только заметить, что на более отдаленный период самое удобное, хо тя и дорогое решение - туннель мелкого заложения для пропуска автомашин под Марсовым полем до Кировского моста и далее на Петроградскую сторону.

Второе мероприятие по пути улучшения системы озеленения района - организация связи городского зеленого массива с жилыми кварталами. Организация связи крупных жилых районов с центральным зеленым массивом - дело не ближайшего будущего, но она должна быть заложена в проекте реконструкции центра, в генеральном плане города для возможности дальнейшего осуществления. В новом генеральном плане развития Санкт-Петербурга в его системе озеленения объединение существующих садов в центре   города с жилыми массивами и периферийными парками непрерывными зелеными полосами пока не проработано. Это дело дальнейшей детализации генерального плана.

Надо сказать, что многие парки и крупные сады, расположенные рядом с жилыми кварталами, из-за естественных преград становятся как бы отдаленными. Например, Летний сад огражден от жилых кварталов Фонтанкой и, хотя эти кварталы находятся на расстоянии 60-100 м, посетителям, проживающим в этих кварталах, приходится преодолевать расстояние свыше 0,5 км, чтобы попасть к воротам сада. Отсюда и сравнительно малое количество посетителей из ближайших кварта лов. Устройство легкого пешеходного моста через Фонтанку к Гангутской улице увеличит число посетителей Летнего сада.

Для увеличения частоты посещений из более отдаленных частей микрорайона  необходимо устройство аллей - отростков, берущих начало от входа в парк и вклинивающихся вглубь кварталов. Человек, войдя с улицы в такую хорошо благоустроенную аллею, чувствует себя как бы в парке; надо только создать по возможности непрерывность зеленого коридора. Решение этой задачи в старом городе возможно путем использования ненужных для транспорта улиц, а также методом реконстр укции кварталов.

Может быть предложен вариант устройства непрерывной ленты бульваров и аллей от Летнего до Таврического сада. В тридцатые годы проложена аллея по ул. Петра Лаврова от Таврического сада до Литейного проспекта; продолжение бульвара или аллей затрудняется из-за густой застройки кварталов и возможно только методом постепенной реконструкции, которая может быть решена в течение ряда лет.

Только при реконструкции этих кварталов, возможно, будет и осуществление зеленого перехода - от бульвара им. Петра Лаврова до Летнего с ада.

При небольших сломках, используя непрерывную цепь дворов, можно пройти зеленой лентой от Литейного проспекта до Гангутской улицы; постепенно с годами эта лента будет расширяться пока не превратиться в широкий бульвар - продолжение существующего бульвара им. Петра Лаврова, который приобретет совсем иное качество: в настоящее время здесь еще имеются проезды вдоль домов, шум и газы автомашин значительно ухудшают отдых. В дальнейшем методами очень незначительной реконструкции дворов все дома, выходящие на бульвар, получают выезды на другие улицы (ул. Чайковского, ул. Салтыково-Щедрина), и вся ширина ул. Петра Лаврова   будет использована под озеленение и благоустройство; вместо девятиметрового бульвара с одной аллей появится бульвар шириной в 22 м с тремя аллеями, это будет протяженный тихий сад. При дальнейшем создании непрерывности бульвара центральный зеленый массив и Таврический сад явятся уже основой городской парковой системы. Наиболее серьезным препятствием для этого является Литейный проспект; в дальнейшем здесь может быть устроен переход по пешеходному тоннелю; на другом конце бульвара у Таврического сада переход через Потемкинскую улицу может быть решен мостиком над улицей с двумя аллеями-пандусами.  

Изложенное проектное предложение о зеленой системе имеет значение главным образом как метод решения задачи озеленения в трудных условиях плотной застройки. Если бы оно было принято в каком-нибудь варианте, то осуществление его продолжалось бы ряд лет, но эскизный проект всей системы центрального парка и зеленых переходов (бульваров, аллей) должен быть разработан уже в ближайшее время для того, чтобы предотвратить ошибки, могущие в дальнейшем затруднить освобождение участков на трассе бульваров, усложнить решение всей задачи.

Метод предварительного эскизного проектирования реконстр укции кварталов необходимо использовать задолго до осуществления коренной реконструкции.

Третье мероприятие по организации системы озеленения города, являющиеся продолжением первых двух, заключается в том, чтобы организовать крупные сады и парки не только одного района, но всей старой части города в единый непрерывный комплекс.

В дальнейшем будет нецелесообразно соединить аллеей Таврический сад с садом Смольного, используя для этого Тверскую улицу. К Таврическому саду должны быть направлены новые бульвары по улице Радищева и параллельно через кварталы от самого Невского проспе кта. Таким образом, центральная часть города, очень густо застроенная, будет прорезана зеленой системой протяженностью в 5 км, продолжением которой явится другая зеленая система на Петроградской стороне от парка им. Ленина до петровского острова и далее до Приморского парка Победы.

В начале пятидесятых годов было опубликовано проектное предложение об устройстве центрального городского парка на Петроградской стороне, который, обслуживая в первую очередь Петроградскую сторону, соединил бы центр города с большими островными парками.

Это проектное предложение очень интересно, и значение его нисколько не уменьшилось и сейчас. Авторы проекта Н.г, Агеева и Н .В. Баранов намечали объединение садов и бульваров в единую систему, начиная от парка им. Ленина и далее по аллее на проспекте Добролюбова с использованием городского питомника к Петровскому острову, затем к Приморскому парку Победы.

Питерским градостроителям необходимо вернуться к этому предложению.

При осуществлении проекта большие жилые массивы Петроградской стороны получат хорошую зеленую систему, подводящую к Приморскому парку Победы, и одновременно во всей старой, густо застроенной, части города появится зеленая лента протяженностью в 10-12 км от Смольного до побережья зал ива.

Пример организации градостроительными методами системы озеленения старого города, которая при незначительных реконструктивных работах может дать значительный эффект, был рассмотрен на очень сложном объекте - центральных, наиболее густо застроенных, районах города Санкт-Петербурга, самого трудного в смысле реконструкции города, оставшегося от дореволюционной России. Этот пример является изложением способа организации парковой системы в старом крупном горо де.

В городах меньших размеров с гораздо меньшей плотностью старой застройки задача приближения садов и парков к населению может быть решена гораздо легче и в более короткий срок, но для этого необходимо соблюдение одного важного условия.

Должен быть разработан проект, хотя и эскизный, но на основе тщательного изучения всех деталей застройки - проект единой системы озеленения старой части города методами реконструкции кварталов. Такой проект в ближайшие годы должен служить главным образом для предотвращения ошибок; основываясь на нем, градостроители не допустят использования освобождающихся участков под иное назначение. Эти участки, расположенные на задних дворах и не представляющие казалось бы никакой ценности, должны сохраняться пока не появится возможность устройства аллей или садов - будущих элементов единой зеленой системы города, причем вовсе не нужно ждать полного освобождения трассы бульваров, а проводить благоустройство участков и озеленение территорий по мере их освобождения.