Озеленение районов города Москва
Озеленение районов города Москва
Нормы озеленение городов и, в частности, жилых районов обычно принимаются по расчету на жителя, причем нормируется только площадь зеленых насаждений общего пользования.
В соответствии с идеей организации города будущего как города-сада зеленые насаждения должны представлять собой единую систему и фактически «работать» как единое целое в гигиеническом и эстетическом отношении. Например, трудно разграничить гигиеническое влияние придомовых садов в микрорайоне, с одной стороны, и садов при детских учреждениях и школах - с другой. Их непосредственное воздействие, прежде всего, сказывается на самом озеленение участка, но гигиеническая эффективность каждого са да в отдельности будет значительно меньше, если в непосредственном соседстве не будет других садов. Еще больше сказывается единство городского озеленения в его эстетическом значении. Здесь ведомственное и функциональное членение насаждений совсем не должно отражаться на художественном эффекте. Композиция улицы, районного центра или микрорайона при всех функциональных различиях решается как единая эстетическая задача. И, если например, пространство организовано в виде чередующейся застройки и курдонеров, то с точки зрения эстетического воздействия на зрителя совершенно безразлично, видит ли он в разрыве сад микрорайона или сад города.
Таблица 1
Территории, озеленяемые в процессе реконструкции
старых жилых микрорайонов
Плотность озеленения м2/га |
Группы плотности застройки |
|||||
Очень плотная застройка 12400 |
1 8150 8000 |
2 3900 |
2 1350* |
4 400 |
||
К началу реконструкции |
На жителя в м2 На 1 м2 жилой площади в м2 В % от площади микрорайона |
0,07 0,01
1,5 |
0,65 0,50 0,01 0,06
7,6 5,5 |
1,0 0,14
7,5
|
1,05 0,15
2,0 |
35,0 6,5
24,4 |
К концу первой очереди** |
На жителя в м2 На 1 м2 жилой площади в м2 В % от площади микрорайона |
0,9 0,1
12,0 |
1,6 2,0 0,18 0,22
14,0 17,0 |
14,0 1,55
63,0 |
12,0*** 1,33
32,0*** |
27 3,0
70,0 |
К концу расчетного периода |
На жителя в м2 На 1 м2 жилой площади в м2 В % от площади микрорайона |
1,8 0,2
24 |
3,0 3,6 0,33 0,40
25 29 |
14,5 1,65
65 |
20,0 2,20
65 |
- -
- |
За пределами расчетного периода |
На жителя в м2 На 1 м2 жилой площади в м2 В % от площади микрорайона |
7,6 0,85
52 |
8,1 8,1 0,9 0,9
48 50
|
15,4 1,70
70 |
- -
- |
- -
- |
*Данные по этой группе плотности относятся к жилой территории. Так как по другим группам плотности показатели приводятся на микрорайон брутто, то для сопоставления они пересчитаны по 3 группе тоже на плотность брутто, исходя из удельного веса площади жилой территории в общей площади микрорайона - 0,65 и при условии, что процент озеленения территории микрорайона такой же, как и жилой территории.
**Условно, для сравнимости, норма жилой площади 9 м2 здесь принимается для всех очередей реконструкции.
***Обеспеченность насаждениями в первую очередь реконструкции ниже, чем в кварталах 2 группы, потому что остается еще часть существующей мелкой застройки, в том числе надворные строения; озеленение территории оказывается недостаточно. Это характерно для таких кварталов.
Единство озеленение города и тем более его селитебной части определяет целесообразность введения второго показателя нормы - общей площади озеленения, приходящейся на жителя, то же - в отношении жилого района.
Такая характеристика обеспеченности жилого района зелеными насаждениями уже приводится в некоторых новейших работах; так, по данным Центрального научно-исследовательского и проектного института градостроительства, площадь зеленых насаждений всех видов в жилом районе колеблется от 25 до 30 м2 на жителя.
Такой показатель нормы особенно необходим для старых, плотно застроенных районов города Москва, где членить озеленение территории по функциональному признаку труднее. В старых райо нах из-за недостатка свободных территорий один и тот же озелененный участок приходится использовать по разному назначению, например, небольшой сквер является одновременно и местом отдыха взрослых, и местом организации детских площадок.
В рассмотренных примерах реконструкции микрорайонов гораздо сложнее, чем в новых районах города Москва, разбить озеленение территории по функциональному признаку. Даже в наиболее подробно разработанном проекте экспериментального микрорайона в городе «N» трудно отделить сад детских яслей от микрорайонного, транзитную аллею - от школьного сада.
Имея в виду условность членения, а в ряде случаев и невозможн ость выделения садов разного назначения, в проектах реконструкции определяем среднюю норму на жителя, считая все зеленые насаждения микрорайонов (табл. 1).
Нормирование насаждений в кв. метрах на жителя еще не дает полной характеристики уровня озеленение района, поскольку плотность населения меняется в связи с постепенным повышением нормы жилой площади (на первую очередь принимается 9 м2 на жителя, затем к концу расчетного периода 12 и 15 м2). Соответственно падает плотность населения и повышается средняя обеспеченность зелеными насаждениями. Поэтому более точным и всегда сравнимым будет показатель нормы, выраженный в кв. метрах озеленение на 1 м2 жилой площади, также показанный в табл. 1.
С гигиенической точки зрения важен еще один показатель - про цент озеленения территории общего пользования и процент всей озеленяемой территории. В городе Москва территория жилых микрорайонов должна быть покрыта зелеными насаждениями на 60-70%; в жилом районе в целом озелененная территория должна составлять 45-55 % всей площади района, включая озеленение улицы. Этот показатель, одно время забытый, очень наглядно определяет гигиеническую характеристику территории и в настоящее время начинает применяться снова. В «Рекомендациях по планировке и застройке жилых районов и микрорайонов» площадь озелененной территории микрорайонов предлагается доводить до 66-71 %, а по жилому району в целом - до 50-56 %.
Нормы озеленение районов города в более отдаленный период, по-видимому, будут мало отличаться от норм, принимаемых для новых городов, поскольку реконструкция постепенно сгладит разницу в плотностях застройки. Нужны временные нормативы, которые будут давать представление о степени обеспеченности старых районов зелеными насаждениями. Самый характер норм тоже должен быть иным. В реконструируемых районах проектировщик не имеет возможности назначать норму озеленения, ориентируясь только на рекомендации и правила; он связан теми возможностями, которые диктуются существующей плотностью застройки и другими условиями реконструкции микрорайонов. Кроме того, особенностью временных норм для старых районов крупных городов будет изменение их п о очередям реконструкции. Эти изменения являются дополнительными к тем, которые будут происходить и в старых, и в новых районах в связи с постепенным снижением плотности населения.
Рассмотрим коротко норм озеленение для новых районов. По СН 41-58 предлагаются следующие нормы (табл. 2).
Таблица 2
Площадь зеленых насаждений общего пользования
Зеленые насаждения общего пользования |
Площадь зеленых насаждений в городах в м2 на человека |
||
крупных |
Больших и средних |
малых |
|
Городские парки Районные парки Сады жилых районов Сады микрорайонов и межквартальные сады Скверы и бульвары |
3 2 3 3
4 |
3 2 2 2
3 |
5 - - 2
3 |
Итого по городу |
15 |
12 |
10 |
В новом «Справочнике проектировщика» рекомендуются более высокие нормы озеленения (для больших и крупных городов они объединяются, что, по-видимому, более правильно), табл. 3.
Таблица 3
Площадь зеленых насаждений общего пользования
на селитебной территории на человека
Зеленые насаждения |
Площадь зеленых насаждений в м2 на человека |
||
В крупных и больших городах |
В средних городах |
В малых населенных пунктах |
|
Общегородские или общепоселковые Жилых районов Жилых микрорайонов |
11 8 5 |
6 5 5 |
7 - 5 |
Всего |
24 |
16 |
12 |
Здесь норма для садов в жилых районах и микрорайонах крупных и больших городов - 13 м2 вместо 6м2 по СН 41-58 (и с учетом бульваров - 8 м2).
Не вдаваясь в критику предлагаемого увеличения норм озеленение и благоустройство, которое пока не подкреплено достаточными обоснованиями или расчетами, надо сказать, что для старых районов, особенно плотно застроенных, такие нормы не приемлемы. В поря дке обсуждения мы предлагаем следующее.
Рассмотрим, каковы возможности достижения основного показателя норм - площади озеленения в м2 на жителя (табл. 4) по четырем группам плотности кварталов; выделим самую высокую плотность, характерную только для города Москва и немногих кварталов других крупнейших городов, в особую группу «очень плотной застройки».
Таблица 4
Озеленяемая площадь микрорайонов в результате их реконструкции
в кв. метрах на человека при норме жилой площади 9 м2
Группы плотности застройки |
Исходная плотность брутто |
К концу первой очереди |
К концу расчетного периода |
За пределами расчетного периода |
Рекомендуемая норма озеленения жилых районов (новых) |
Очень плотная застройка 1 2 3 4 |
12400
8000 3900 1350 400 |
0,9
1,6-2 14,0 12,0 27,0 |
1,8
3,0-3,6 14,5 20,0 27,0 |
7,6
8,1 15,4 20,0 27,0 |
25-30 |
Из табл. 4 видно, что для районов с кварталами 1, 2, 3 группы плотности можно предложить не столько требуемые нормы, сколько ориентировочно достижимые в разные этапы реконструкции. Округленные данные, полученные в результате экспериментального проектирования, приводятся в табл. 5 как примерные нормы для старых районов крупных городов.
Таблица 5
Примерные нормы озеленения реконструируемых жилых районов крупных городов* (при норме жилой площади 9 м2)
Площадь озеленения в м2/га |
Группы плотности застройки |
||||
Очень плотной застройки 12000 и выше |
1 8000 |
2 4000 |
3 1400 |
||
К концу первой очереди |
На жителя На 1 м2 жилой площади В % от площади микрорайона |
0,9-1 0,1 12,0 |
1,5-2 0,2 17,0 |
12-15 1,5 63,0 |
12-15 1,5 32 |
К концу расчетного периода |
На жителя На 1 м2 жилой площади В % от площади микрорайона |
1,8-2 0,2 24,0 |
3-4 0,4 29,0 |
14-15 1,6 65,0 |
20-22 2,3 65,0 |
За пределами расчетного периода |
На жителя На 1 м2 жилой площади В % от площади микрорайона |
7-8 1,0 50,0 |
8-9 1,0 50,0 |
15-16 1,7 70,0 |
20-25 2-7 - |
*Кварталы 4 группы плотности не нормируются, поскольку возможности их озеленения мало отличаются от возможностей в новых районах.
Следует иметь ввиду, что поскольку в площадь реконструируемых микрорайонах включены закрываемые улицы города Москва, можно считать, что все резервные территории, которые могут быть выявлены в жилом районе старого города, уже использованы, поэтому предлагаемые примерные нормы должны быть отнесены не к микрорайонам, а к жилым районам в целом .
В жилых районах разных городов могут быть и другие резервные участки для озеленения, которые выявляются особо в каждом городе в связи с очень разнообразными конкретными условиями. В одном случае это могут быть старые закрываемые базары (Москва, сад на Болотной улице), в другом - излишне большая центральная площадь (Челябинск), в третьем - засыпка оврага или реки (Санкт-Петербург, бульвар на месте засыпанной речки Таракановки) и т.д.
Подобные резервные территории в разных городах очень различны, их типизация и обобщение для выработки норм добавочного озеленения старых жилых районов представляют собой задачу специального изучения практики реконструкции городов. Но пока такой опыт не обобщен, единственные территориальные ресурсы для озеленения, которые можно нормировать, - это реконструируемые кварталы и ненужные улицы, закрываемые по проекту реконструкции в связи с генеральным планом.
Возможности ландшафтный дизайн озеленение плотно застроенных районов будут постепенно увеличиваться, но по кварталам 1 и 2 группы плотности отставание от нормы озеленения новых районов будет продолжаться еще на протяжении некоторой части расчетного периода. Этот недостаток надо возместить градостроительными приемами.
Об одном приеме говорилось выше - это пробивка бульваров и устройство протяженных садов для организации системы непрерывного озеленения внутри жилого района и связи с городскими сада ми и периферийными парками.
Второй градостроительный прием, необходимый для кварталов, в которых площадь насаждений достигает лишь 8-9 м2 на жителя города Москва, заключается в том, чтобы проектировать на освобождаемых участках такие виды отдыха, комплекс которых удовлетворял бы потребности населения, и при этом средняя норма на посетителя не превышала бы 40 м2. Тогда при норме посещаемости 15-20% населения в день и переходом коэффициенте в час-максимум 0,40 получим требуемую норму садов общего пользования примерно 3-3,5 м2 на жителя. Остальные 3-5 м2 освобождаемой территории будут покрывать нужды озеленения участков ограниченного пользования (школьных, ясельных и др.).
Одним из приемов озеленения плотно застроенных районов является вертикальное озеленение, осуществление которого желательно во всех районах, но особенно эффективно в плотно застроенных кварталах на глухих стенах, выходящих на стороны, освещаемые солнцем.